«О требованиях к мёду натуральному» (ТР 201_/00_/ЕврАзЭС)
Предисловие
Мёд является продуктом симбиоза жизнедеятельности медоносной пчелы (apis mellifera) и медоносной флоры.
Нектар медоносных растений состоит из сложных сахаров
(полисахариды) а мёд состоит из моносахаридов (глюкоза, фруктоза - более 70% зрелого меда). Почвенно-климатические особенности и особенности медоносных растений определяют и разную степень сложности расщепления полисахаридов. Этот фактор, в свою очередь, определяет и уровень концентрации ферментов пчелы (подобно концентрации желудочного сока у человека на растительную и животную пищу). Поэтому диастазное число свежего зрелого мёда, при соблюдении всех прочих условий, является косвенным отражением степени начальной концентрации ферментов и сложности расщепления полисахаридов нектара (пади). Объективно низкодиастазные меда является легкоусвояемыми (субъективная оценка- «легкий», «мягкий» )
Мёд обладает высокой бактерицидностью. Медовая среда губительна для патогенной микрофлоры (кишечные и дизентерийные
палочки сохраняются в меду не более 2-х суток, микробактерии туберкулеза при температуре мёда 20-22 С – 6-20 дней, при температуре 4-
5 С – 43-61 день).
При соблюдении условий хранения, мёд сохраняет свои основные свойства и пищевую ценность в течение многих лет.
Мёд является готовым продуктом природы, прошедшим тысячелетнюю «экспертизу» временем и опытом потребления сотен
поколений всех исторических эпох на всех континентах. Мёд, как уникальный продукт природы, сложился задолго до появления современной науки, технологий производства, методов анализов и
экспертиз, стандартов качества и нормативных требований. Поэтому, в отношении меда, использование всего этого вспомогательного инструментария жизни современного человека должно быть вдумчивым и
деликатным.
В наше время в условиях активного развития многообразных технологий и расширяющихся возможностей синтезирования очень
широкого спектра веществ, в том числе и продовольственного назначения, становится актуальным сохранения уникальных природных продуктов, в первую очередь, мёда. Поэтому объектом технического регулирования является мёд натуральный.
Все выше изложенные факторы определяют специфический характер самого технического регламента по мёду.
Любое воздействие человеком на мёд и нормативное регулирование
этого воздействия (регламенты и стандарты) должны преследовать одну цель – донести в наиболее полной мере его исходные качества и свойства до потребителя.
Целью технического регламента является недопущения действий, вводящих потребителя в заблуждение и определение основных параметров безопасности меда.
Технический регламент гармонизирован с международными стандартами,
определяющих параметры безопасности меда. При разработке технического регламента были проработаны: ПЕРЕСМОТРЕННЫЙ
СТАНДАРТ КОДЕКСА ДЛЯ МЕДА (CODEX STAN 12 – 1981, REV.
1(1987), REV 2 (2001)); ДИРИКТИВА СОВЕТА 2001/110/ЕС от 20 декабря
технические условия (ГОСТ 19792-2001), технические регламенты ЕврАзЭС «Технический регламент на пищевую продукцию в части ее маркировки», «Упаковка» (потребительская тара пищевых продуктов», «О безопасности пищевых продуктов».
1. Настоящий технический регламент «О требованиях к мёду натуральному» (далее – технический регламент) Евразийского экономического сообщества (далее - ЕврАзЭС) устанавливает:
1) обязательные требования, распространяющиеся на мёд натуральный (далее - мёд), выпускаемый в обращение на территории государств – членов ЕврАзЭС, все его типы, представленные для
обработки и предназначенные для непосредственного употребления в пищу, на мёд, расфасованный в потребительскую упаковку и в транспортную тару.
2) правила идентификации мёда;
3) правила и формы оценки соответствия и подтверждения соответствия мёда, требованиям, установленным настоящим техническим
регламентом;
4) требования к маркировке мёда.
2. Целями принятия настоящего Технического регламента являются:
1) защита жизни и здоровья людей;
2) предупреждение действий вводящих в заблуждение потребителей
получаемый из нектара растений или сладких выделений живых частей
растений, или сладких выделений насекомых, паразитирующих на живых частях растений, которые пчелы собирают, складывают в ячейки сотов, преобразуют, смешивая с производимыми ими особыми веществами, и оставляют в сотах для созревания;
2. Мёд монофлорный – мёд, произведенный из нектара,
преимущественно, одного вида растений;
3. Мёд полифлорный – мёд цветочный, произведенный из нектара растений разных видов;
4. Мёд падевый - мёд, произведенный полностью или преимущественно из сладких выделений лиственных или хвойных растений, а также из находящихся на растениях сладких выделений насекомых;
6. Мёд сотовый - мёд сохранённый пчелами в запечатанных ячейках свежеотстроенных сотов, изготовленных исключительно из пчелиного воска, свободных от расплода. Площадь запечатанных ячейках должна составлять не менее 2/3 площади сота;
7. Соты в меду – кусок или несколько кусков сотового мёда, помещённые в потребительскую тару и залитые центрифугирированным мёдом;
8. Мед центрифужный – мед, полученный при центрифугировании раскрытых сот без пчел;
9. Мед прессовый – мед, полученный при прессовании сот без пчел с применением подогрева или без него;
11. Мед кристаллизованный - мед, перешедший в результате естественных процессов изменения в нем, из жидкого, сиропообразного в кристаллическое, в консистенции от салообразного до твердого.
12 Механические примеси - пчелы и их части, личинки, кусочки
воска, перги, соломы и других посторонних примесей;
13. Признаки брожения - активное пенообразование на поверхности или в объеме мёда, газовыделение, наличие специфического запаха и привкуса.
14. Производственный процесс (переработка меда) – все стадии
воздействия человеком на мед, начиная от процесса его изъятия из пчелосемей до расфасовывания в транспортную и потребительскую тару.
15. Кристаллизация мёда – переход мёда из жидкого сиропообразного состояния в кристаллическое твердое;
16. Срок хранения – период, в течение которого мёд, при соблюдении установленных условий хранения, сохраняют все свои свойства. По истечении срока хранения мёд пригоден для потребления, но его потребительские характеристики не должны быть ниже требований установленных в настоящем техническом регламенте;
17. Изготовитель (переработчик) – физическое или юридическое лицо в качестве и индивидуального предпринимателя, осуществляющее от своего имени переработку и (или) реализацию меда и ответственный за его соответствие требованиям технического регламента ЕврАзЭС
18. Уполномоченное изготовителем лицо - юридическое или физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке государством Стороны, которое определено изготовителем на основании договора с ним для осуществления действий от его имени при подтверждении соответствия и размещении продукции территориях государств - членов ЕврАзЭСМ, а также для возложения ответственности за несоответствие продукции требованиям технических регламентов ЕврАзЭС.
1. Мёд допускается к обращению на рынке при его соответствии настоящему техническому регламенту ЕврАзЭС, а так же другим техническим регламентам ЕврАзЭС, действие которых на неё распространяются.
2. Обращение меда на территории государств – членов ЕврАзЭС, а также ввоз его из третьих стран, осуществляется при наличии соответствующих сопроводительных документов, подтверждающих безопасность и благополучие места производства (пчелопасеки), и
документов, подтверждающих соответствие меда требованиям настоящего технического регламента ЕврАзЭС.
Мед обладает очень широким цветовым и ароматическим спектром – от почти бесцветного до темно коричневого; - от едва уловимого аромата до сильного, в зависимости от вида растений. По консистенции мед бывает жидким, частично или полностью закристаллизованным. Кристаллы могут быть от мелкозернистых до крупнозернистых, в зависимости от вида растений. Степень полной кристаллизации может быть от «салообразного» до твердого. Время полной кристаллизации зависит от вида медоносов, особенностей сезона, температурных условий хранения и может занимать от нескольких дней (подсолнечный) до многих месяцев (например, мед с мордовника - пустынный медонос). Кристаллизация свойственна подавляющей массе медов и это является одним из показателей его натуральности.
1. Мёд, находящийся в обращение не должен содержать пищевых ингредиентов (вещества или продукты животного, растительного, микробиологического или минерального происхождения, а также природные или синтезированные пищевые добавки). Не допускается удаление пыльцевых зёрен в целях изменения качества и определения места происхождения мёда.
2. Мёд должен соответствовать следующим показателям.
Органолептические и физико-химические показатели мёда
Таблица 1
Аромат
Приятный, от слабого до
сильного, без постороннего запаха
Вкус1
Сладкий, приятный, без
постороннего привкуса
Массовая доля воды, %, не более
20,0
Массовая доля редуцирующих сахаров, %,
не менее фруктозы и глюкозы суммарно для
-цветочного мёда
-падевый и смешанный мёд
67
60
45
Массовая доля сахарозы, %, не более
5,0
Диастазное число, ед. Готе,
и более не менее
6,0-7,0
3 ед.
Содержание гидроксиметилфурфураля, мг/кг,
не более2 м
25,0
Качественная реакция на
гидроксиметилфурфураль
отрицательная
Общая кислотность, мэкв/кг, не более
40
Содержание пролина, мг/кг, не менее
180,0
Электропроводность, мСм/см,
- не все типы мёда, не более
- падевый и смеси с ним, не менее
0,8
0,8
Нерастворимые в воде примеси, не более
0,1 г/100 г
Признаки брожения
не допускаются
Примечания
1 Для медов с каштана и табака допускается горьковатый привкус.
2 Количество гидроксиметилфурфураля определяют при положительной качественной реакции
3. Мед должен быть свободен от тяжелых металлов и токсичных веществ в количестве, которое может представлять опасность для здоровья человека. По показателям безопасности мёд должен соответствовать требованиям, согласно Приложению № 1.
4. Предельная температура воздействия на мёд при переработке не должна превышать 45 º;С.
5. Не допускается применение химической, биохимической
обработки или иного воздействия на мёд, которые могут изменить его показатели, отраженные в данном техническом регламенте. Не допускается применение инородных компонентов для ускорения процесса кристаллизации мёда. Так же не допускается искусственная ферментация мёда.
6. К процессам переработки меда предъявляется, как общие требования безопасности, изложенные в техническом регламенте ЕврАзЭС
по безопасности пищевых продуктов, так и требования, относящиеся к этим процессам, изложенные в настоящем техническом регламенте.
Мед должен быть получен в хозяйствах (пасеках) и административных территориях, свободных от опасных инфекционных болезней пчел.
7. Остатки антибиотиков и ветеринарных лекарственных препаратов в меде должно соответствовать показателям, согласно Приложению №2.
1. Мёд, предназначенный для реализации, должен быть расфасован в потребительскую упаковку и транспортную тару, которые не должны ухудшать свойства мёда, предусмотренные данным техническим регламентом в течение всего срока хранения. Потребительская упаковка и транспортная тара должны быть изготовлены из экологически безопасных материалов, разрешенных законодательством государств-членов ЕврАзЭС для контакта с пищевыми продуктами, и обеспечивающих их безопасность.
1) Потребительскую упаковку наполняют не более чем на 95 % ее полного объема;
2) Транспортная тара должна обеспечивать сохранность продукта при транспортировании и хранении.
2.Требования к хранению:
1) Мёд должен хранится в сухих, защищенных от прямой солнечной радиации, помещениях обеспечивающих его пищевую безопасность и сохранение потребительских свойств.
2) Не допускается хранение мёда вместе с ядовитыми продуктами и продуктами, которые могут придать мёду несвойственный ему запах.
Срок годности мёда определяется сроком сохранения его основных потребительских свойств, предусмотренных в статье 4 настоящего технического регламента.
Для подтверждения потребительских свойств меда раз в два года требуется проведение испытаний на соответствие мёда требованиям настоящего технического регламента ЕврАзЭС.
1. Оценка соответствия мёда требованиям, установленным настоящим техническим регламентом, проводят в форме:
1) обязательного подтверждения соответствия в форме пртнятия декларации о соответствии;
2) государственного контроля (надзора) на стадии обращения.
2. Мед, выпускаемый в обращение на территории государств –
членов ЕврАзЭС, подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям, установленным настоящим техническим регламентом в
форме принятия декларации о соответствии.
3. Декларирование соответствия мёда требованиям настоящего технического регламента осуществляется путем принятия заявителем
декларации о соответствии мёда требованиям настоящего технического регламента на основании собственных доказательств и (или) доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательой
лаборатории (третьей стороны).
4. Заявителем при подтверждении соответствия может быть изготовитель или уполномоченное изготовителем лицо.
5. Схема декларирования соответствия на основании собственных доказательств применяется для нефасованного мёда, а декларирование соответствия с участием третий стороны применяется для мёда в
потребительской таре.
6. При декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявитель самостоятельно формирует доказательственные
материалы в целях подтверждения соответствия мёда требованиям настоящего технического регламента.
7. Доказательственные материалы должны содержать:
1) регистрационные документы и реквизиты заявителя;
2) наименование продукции или его тип;
3) подтверждающие выполнение требований настоящего технического регламента и требований других технических регламентов
ЕврАзЭС результаты исследований (испытаний), проведенных собственными силами.
Указанные в части 6 настоящей статьи доказательственные материалы
могут включать в себя также другие документы и информацию по выбору заявителя, послужившие основанием для заявления о соответствии мёда.
Методы, правила, и периодичность испытаний должны быть утверждены в установленном порядке и содержаться в соответствующих нормативно правовых актах, средства измерений должны быть внесены в Государственный реестр средств измерений государства – члена ЕврАзЭС, аттестованы и проверены в установленном порядке.
8. При декларировании соответствия меда на основании собственных доказательств и на основании доказательств, полученных с участием третей стороны, и на основании доказательств, полученных с участием третей стороны, заявитель по своему выбору в дополнение к собственным
доказательствам, сформированным в порядке, предусмотренном п. 7 настоящей статьи включает в доказательственные материалы протоколы исследований (испытаний), проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории (центре).
По результатам испытаний аккредитованная испытательная лаборатория (центр) выдает протокол испытаний установленной формы.
9. Срок действия декларации определяется сроком хранения мёда.
10 Заявитель принимает деколорацию о соответствии, регистрирует её в установленном законодательством государства - члена ЕврАзЭС
порядке.
11. При изменении обязательных требований к мёду доказательственные материалы должны быть изменены в части
подтверждения соответствия таким требованиям. При этом принятие новой декларации о соответствии не требуется.
12. Документы о подтверждении соответствия оформляются на
русском языке и при необходимости на государственном языке государства - члена ЕврАзЭС.
13. Стороны ведут учет принятых деклараций о соответствии.
14. Полученные за пределами государств–членов ЕврАзЭС документы о подтверждении соответствия, знаки соответствия ввозимого мёда признаются в соответствии с международными договорами и межгосударственными соглашениями, вступившими в установленном законом порядке в силу, участниками, которых являются государства– члены ЕврАзЭС.
13. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего технического регламента в отношении мёда осуществляют на
стадии получения мёда, переработки, фасования, упаковывания, хранения,
реализации и утилизации в соответствии с законодательством государств –
членов ЕврАзЭС.
14. Изготовитель, осуществляющий переработку меда организует производственный контроль за соблюдением требований настоящего
технического регламента на каждом этапе переработки мёда на основе системы анализа опасных рисков и критических контрольных точек или системы менеджмента безопасности пищевых продуктов.
15. Программа производственного контроля должна содержать:
1) перечень контролируемых параметров;
2) установленную периодичность контроля на соответствие требованиям безопасности;
3) графики и режимы, санитарной обработки, уборки и дезинфекции производственных помещений, складов, технологического оборудования, трубопроводов, инвентаря;
4) графики и режимы технического обслуживания технологического оборудования, инвентаря;
5) перечень мероприятий по предупреждению и выявлению
нарушений в организации и проведении производственного процесса;
6) перечень критических контрольных точек, влияющих на безопасность продукции;
7) перечень мероприятий по обеспечению гигиены производства и персонала;
8) процедуры отзыва продукции из обращения;
9) перечень мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;
11) перечень других мероприятий, влияющих на обеспечение
безопасности продукции.
14. Изготовитель, уполномоченное изготовителем лицо по производству и обороту мёда на территории ЕврАзЭС несет
ЕврАзЭС обеспечивается выполнением требований межгосударственных стандартов, а в случае их отсутствия (до принятия межгосударственных стандартов) – национальных (государственных) стандартов государств - членов ЕврАзЭС, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента ЕврАзЭС.
1. Маркировка фасованного мёда должна соответствовать требованиям технического регламента ЕврАзЭС, устанавливающего требования пищевой продукции в части ее маркировки и настоящему техническому регламенту; должна быть достоверной и не вводить в заблуждение потребителей.
2. Маркировка потребительской тары должна содержать следующую информацию:
1) наименование продукции;
2) ботаническое происхождение по усмотрению изготовителя (при наличии подтверждающих документов);
3) год сбора;
4) наименование и местонахождение изготовителя (юридический адрес, включая страну, и, при несовпадении с юридическим адресом, адрес(а) производств(а)] и организации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей на ее территории (при наличии);
5) товарный знак изготовителя (при наличии);
6) масса нетто;
7) пищевая ценность ;
8) срок и условия хранения;
9) дата упаковывания;
10) информация о подтверждении соответствия.
3. Потребительская тара должна содержать ссылку на документ, в соответствии с которым изготовлен продукт.
4. Маркировка должна быть нанесена на русском и государственном языках государства – члена ЕврАзЭС, на территории которого реализуется мёд.
5. Маркировка транспортной тары должна содержать следующую информацию:
1) наименование предприятия-отправителя и его адреса;
2) наименования продукции;
3) тип мёда (цветочный, смешанный или падевый);
4) года сбора;
5) дата упаковывания;
6) массы брутто и нетто;
При маркировании транспортной тары дополнительно указывают количество единиц потребительской тары.
На верхней крышке транспортной упаковки со стеклянной или керамической тарой наносят предупредительные надписи и манипуляционные знаки: «Хрупкое», «Осторожно».
6. Мёд, соответствующий требованиям настоящего технического регламента ЕврАзЭС и прошедший оценку соответствия, должен иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств- членов ЕврАзЭС.
7. Маркировка единым знаком обращения на рынке государств- членов ЕврАзЭС осуществляется перед выпуском мёда в обращение на рынке.
8. Единый знак обращения продукции на рынке государств-членов ЕврАзЭС наносится на упаковку, а так же приводится в прилагаемых к мёду документах.
9. Маркировка мёда единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов ЕврАзЭс свидетельствует о его соответствии требованиям всех технических регламентов ЕврАзЭс, распространяющихся на него и предусматривающих нанесение знака обращения продукции на рынке государств-членов ЕврАзЭс.
10. Мёд, соответствие которого требованиям настоящего технического регламента ЕврАзЭС не подтверждено, не должен быть маркирован единым знаком обращения на рынке государств – членов ЕврАзЭС и не должен быть допущен к выпуску в обращение на рынке.
1. Государства - члены ЕврАзЭС обязаны предпринять все меры для ограничения, запрета выпуска в обращение продукции на таможенной территории государств - членов ЕврАзЭС, а так же изъятия с рынка продукции представляющей опасность для жизни и здоровья человека.
2. Уполномоченный орган государства - члена ЕврАзЭС обязан уведомить Комиссию ЕврАзЭС и компетентные органы других государств
- членов ЕврАзЭС о принятом решении с указанием причин принятия данного решения и предоставления доказательств разъясняющих необходимость принятия данной меры
3. Если уполномоченные органы других государств - членов ЕврАзЭС выражают протест против упомянутого в пункте 1 настоящей статьи решения, то Комиссия ЕврАзЭС безотлагательно проводит консультации с компетентными органами всех государств - членов
ЕврАзЭС для принятия взаимоприемлемого решения.
4. За нарушение требований настоящего технического регламента
производитель несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов ЕврАзЭС
1. До вступления в силу настоящего технического регламента мёд, производимый на территории государств - членов ЕврАзЭС и импортируемый на территории государств - членов ЕврАзЭС, должен соответствовать действующим требованиям национальных законодательств государств - членов ЕврАзЭС.
2. Документы, подтверждающие соответствие продукции требованиям безопасности законодательства государств-членов ЕврАзЭС или ранее действовавшего законодательства государства-члена ЕврАзЭС, полученные до вступления в силу настоящего технического регламента, считаются действительными до окончания, установленного в них срока действия.
3. Со дня вступления в силу настоящего технического регламента другие законы и нормативные правовые акты, действующие на территории
государств - членов ЕврАзЭС в сфере фасования, хранения,
транспортирования, реализации и утилизации применяются, если они не противоречат настоящему техническому регламенту.
4. Настоящий технический регламент вступает в силу по истечении
двенадцати месяцев со дня его официального опубликования.
При полном или частичном использовании информации, обязательна гиперссылка: <a href=http://bee.inff.by/>Пчеловодство Беларуси пыльца пчеловодам, производителям, потребителям</a>