В соответствии с пунктом 2 статьи 47 Гражданского кодекса РБ юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.
Государственная регистрация субъектов хозяйствования осуществляется в соответствии с «Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования», утвержденным Декретом Президента от 16 января 2009г. №1.
Но перед тем, как зарегистрировать бизнес, нужно определиться с его формой.
В нашей стране можно создать предприятия следующих форм собственности:
полные и коммандитные товарищества (все участники занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества)
производственные кооперативы (учредители данной формы собственности обязаны быть работниками кооператива и нести дополнительную ответственность по долгам кооператива в размере не меньше величины полученного годового дохода)
крестьянские (фермерские) хозяйства, которые создаются для производства и переработки сельскохозяйственной продукции с использованием земельного участка одним гражданином или членами его семьи
унитарные предприятия (УП, ЧУП)
общества с ограниченной ответственностью (ООО, ОДО)
сравнение приведено в таблице последующим критериям:
Размер уставного фонда.
Местонахождение организации.
Количество учредителей.
Ответственность учредителей по обязательствам юридического лица.
Способы смены состава учредителей.
Органы управления юридического лица.
Немного про виды ответственности
В таблице есть несколько длинных и некрасивых слов, связанных с ответственностью учредителей. Остановимся на них поподробнее.
Субсидиарная ответственность — вид гражданско-правовой ответственности, которая наступает у третьего лица в случае неисполнения либо неполного исполнения основным должником своих обязательств.
Например, если учредители несут субсидиарную ответственность по долгам предприятия, то в ситуации, когда у компании не будет денег, чтобы рассчитаться по долгам, платить будут учредители.
Солидарная ответственность — это ответственность группы лиц, которая возникает при неделимости предмета обязательств, совместном причинении вреда.
Преимущества унитарного предприятия заключаются в том, что эта правовая конструкция значительно проще в обслуживании. Так, например, руководитель унитарного предприятия имеет право вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность лично.
Правом собственности на имущество унитарного предприятия обладает учредитель унитарного предприятия. Правом собственности на имущество ООО обладает само ООО. Это означает, что собственник унитарного предприятия может изъять имущество унитарного предприятия, в то время когда в ООО возможность прямого изъятия имущества не предусмотрена.
Законодательством допускается продажа унитарного предприятия путем заключения договора продажи предприятия как имущественного комплекса при условии регистрации унитарного предприятия в качестве недвижимого имущества.
Однако возможность подобной продажи — скорее недостаток унитарного предприятия, потому что процедура продажи является трудоёмкой и, соответственно, более дорогой и практически невостребованной.
Существенным преимуществом ООО является то, что участники ООО не отвечают по его обязательствам, равно как и ООО не отвечает по обязательствам его участников.
Участники ООО обладают правом собственности на долю в уставном фонде, а не на само имущество ООО. В связи с этим, продажа такого бизнеса осуществляется более простыми способами.
Так, участник ООО может продать свою долю либо часть доли в уставном фонде ООО третьему лицу или другому участнику ООО. Такая процедура более распространённая и менее трудоёмкая.
В настоящее время регистрация ООО и унитарных предприятий осуществляется по заявительному принципу.
Заявительный принцип означает, что регистрирующий орган не осуществляет проверку учредительных документов при обращении за государственной регистрацией. При этом всю ответственность за несоответствие сведений, указанных в заявлении о государственной регистрации, несёт лицо, обращающееся за государственной регистрацией.
Это также означает, что регистрирующий орган не вправе отказать в регистрации, за исключением следующих случаев:
непредставления в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов, определенных «Положением о государственной регистрации»
оформления заявления о государственной регистрации с нарушением требований законодательства
представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
В нашей стране есть специальный режим «Свободных экономических зон», для краткости – СЭЗ. В настоящий момент в Республике Беларусь действуют 6 СЭЗ:
СЭЗ «Минск»
СЭЗ «Брест»
СЭЗ «Гомель-Ратон»
СЭЗ «Могилев»
СЭЗ «Гродно-Инвест»
СЭЗ «Витебск»
В налоговой сфере резиденты СЭЗ пользуются льготами в случае:
реализации товаров собственного производства за пределы Беларуси
реализации на территории Беларуси товаров собственного производства, являющихся импортозамещающими
реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, произведенных на территории соответствующей СЭЗ, другим резидентам СЭЗ
В соответствии со ст. 327 Особенной Части Налогового Кодекса, резиденты СЭЗ:
уплачивают налог на прибыль по пониженной на 50% ставке (но не менее чем 12%)
освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение 5 лет с даты объявления ими прибыли
освобождаются от налога на недвижимость.
При реализации импортозамещающих товаров на территории Беларуси резиденты СЭЗ уплачивают налог на добавленную стоимость (НДС) в размере 50% от подлежащей уплате суммы.
Зарегистрироваться в качестве резидента СЭЗ может юридическое лицо или индивидуальный предприниматель — резидент Республики Беларусь, расположенный на территории соответствующей СЭЗ и заключивший с администрацией СЭЗ договор об условиях деятельности в СЭЗ.
При этом, в соответствии с п. 1.1.-1 Указа Президента Республики Беларусь от 09.06. 2005 г. N 262 «О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь» заявленный объем инвестиций в реализацию инвестиционного проекта должен составлять сумму, эквивалентную не менее 1 млн евро.
Предоставить нужный пакет документов для регистрации юридического лица можно двумя способами:
-путем личного обращения в регистрирующий орган
-с помощью веб-портала egr.gov.by (это совместный сайт Единого государственного регистра юридических лиц и Министерства юстиции)
ШАГ 1. Согласовать наименование
Для согласования наименования нужно заполнить заявление по утвержденной форме Министерства юстиции. Согласовать название можно в облисполкомах и горисполкомах, комиссия за это не взимается. По итогу согласования наименования выдается справка (она действительна в течение 1 месяца).
ШАГ 2. Определить юридический адрес
В случае аренды помещения, до государственной регистрации учредителю нужно запросить гарантийное письмо о последующем заключении договора аренды.
ШАГ 3. Принять решение о создании юридического лица и подготовить Устав
Перед подачей документов для государственной регистрации, учредители должны принять решение о создании организации. Итогом решения будут (в зависимости от формы собственности):
- Протокол собрания учредителей
- Протокол учредительного собрания
- Решение учредителя
ШАГ 4. государственную пошлину
- Для коммерческой организации 1 базовая величина
- Для организаций, в которых число учредителей-инвалидов превышает 50%, обществ создающихся организацией ветеранов, обществом инвалидов, сельско-хозяйственных производственных кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств — 0,8 базовой величины
- Для некоммерческих организаций – 0,5 базовой величины
- Регистрация второй и каждой последующей организаций, создающихся одними и теми же учредителями, предусмотрена ставка госпошлины, увеличенная на 20%.
ШАГ 5. Подготовить пакет документов для государственной регистрации
Пакет документов включает:
- Заявление о государственной регистрации по утвержденной форме Министерства юстиции
- Устав в двух экземплярах и его электронная копия (в формате .doc или .rtf)
- Оригинал либо копия квитанции об уплате государственной пошлины
Регистрирующими органами в Минске являются: Минский горисполком (г. Минск, пл. Свободы, 8/10) и Минский областной исполнительный комитет (г. Минск, ул. Комсомольская, 12, 4 этаж, каб. 44)
По факту регистрации учредителю выдается устав организации со штампом, свидетельствующим о прохождении процедуры регистрации организации.
ВСЁ! МОЖНО ВАС ПОЗДРАВИТЬ. НОВАЯ КОМПАНИЯ СОЗДАНА
Не позднее 1 рабочего дня с момента регистрации выдается свидетельство о государственной регистрации. В течение 5 рабочих дней — о постановке на учет в налоговой инспекции, ФСЗН, органе статистики.
ШАГ 6. Изготовить печати и открыть счета в банке
Чтобы изготовить печать, необходимо обратиться в фирму, оказывающую подобные виды услуг. Счет можно открыть в любом из белорусских банков.